Preview

Южно-Российский онкологический журнал/ South Russian Journal of Cancer

Расширенный поиск

Южно-Российский онкологический журнал/South Russian Journal of Cancer – ежеквартальный научно-практический рецензируемый журнал. Профессиональное медицинское издание, в котором отражаются результаты актуальных исследований по тематике публикаций: диагностика и лечение онкологических заболеваний, вопросы канцерогенеза и молекулярной онкологии, новые лекарственные средства и технологии. Основан в 2019 г.

 

Главный редактор: Кит Олег Иванович.

Периодичность: 4 выпуска в год.

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

Языки: русский, английский.

Целевая читательская аудитория:  онкологи, лучевые терапевты.

Контент: научные исследования, практические примеры, обзоры, отчеты о мероприятиях в области онкологии. Члены редколлегии и авторы журнала – ведущие российские онкологи, химиотерапевты, радиологи. 

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук (дата включения 17.06.2022 г.).
Журнал входит во второй квартиль (категория К2) перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России (ВАК РФ) (категорирование актуально до 2026 г.).

Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено в Перечень рецензируемых научных изданий:

3.1.6. Онкология, лучевая терапия (медицинские науки),  

3.1.6. Онкология, лучевая терапия (биологические науки).

 


Представлен в следующих наукометрических базах данных и информационно-справочных изданиях: РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), Научная электронная библиотека E-library, CyberLeninka, DOAJ, Scilit, Mendeley, Research4life, Google Scholar, Wikidata, Internet Archive.

 

Журнал открытого доступа (Оpen Access).


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

 

Статьи, прошедшие рецензирование и допущенные к печати, публикуются бесплатно.

 

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 28.10.2019 г., регистрационный номер  ПИ № ФС 77-77100 – печатное издание.

С 15.03.2021 г. журнал перерегистрирован на сетевую форму распространения ЭЛ № ФС 77-80665.

Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Перспективы онкологии».

Текущий выпуск

Опубликовано: 17.03.2025

Том 6, № 1 (2025)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

6-14 103
Аннотация

Цель исследования. Анализ частоты выявления серологических и молекулярно-биологических маркеров HBsAg-негативного гепатита В среди онкологических больных.

Материалы и методы. Исследовали сыворотки крови больных, госпитализированных в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации с 2016 по 2023 гг. Исследовано 41523 образца на HBsAg, 2035 – на суммарные анти-HBcore, из них 958 – одновременно на HBsAg и анти-HBcore методами иммуноферментного (ИФА) или иммунохемилюминесцентного анализа (ИХЛА), 1380 образцов – на наличие ДНК вируса гепатита В (ВГВ) в плазме крови методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени (ПЦР-РВ).

Результаты. Распространенность HBsAg среди онкологических больных составила 2,5 % (1051/41523), анти-HBcore – 23,7 % (483/2035). Одновременное обследование на HBsAg и анти-HBcore позволило выявить различные сочетания маркеров. Среди вариантов, положительных хотя бы по одному маркеру, самым распространенным оказался HBsAg-негативный, но анти-HBcore-позитивный. Количество таких больных в среднем составило 20,6 % (197/958). Одновременное присутствие обоих маркеров было отмечено в среднем у 4,6 % больных (44/958). Не было выявлено ни одного случая изолированного выявления HBsAg. Всего число лиц, инфицированных ВГВ, составило 25,2 % (241/958). Из них HBsAg-негативными оказались 81,7 % (197/241).

Было выявлено 219 образцов с наличием ДНК ВГВ в плазме крови. Из них 19 были обследованы одновременно на наличие HBsAg, анти-HBcore. У большинства (78,9 %) присутствовали все три маркера. HBsAg-негативными, но ДНК-позитивными были 21,1 % (скрытая форма инфекции), из них 15,8 % – анти-HBcore-позитивными, а 5,3 % не имели ни одного серологического маркера.

Заключение. Обнаружение антител к HBcoreAg при отсутствии HBsAg может свидетельствовать о наличии скрытой формы гепатита В, которая в условиях медикаментозной иммуносупрессии способна перейти в активную форму. Выявленный существенный процент онкологических больных со скрытым вариантом гепатита В подчеркивает необходимость расширения числа диагностических маркеров для скрининга. Дополнительное тестирование на анти-HBcore может существенно повысить вероятность выявления ВГВ на этапе догоспитального обследования.

15-23 62
Аннотация

Цель исследования. Оценка влияния на качество жизни (КЖ) сохранения дуоденального пассажа в хирургическом лечении больных раком желудка (РЖ).

Пациенты и методы. В исследование включены 55 больных РЖ, которым выполнена гастрэктомия (ГЭ): I группа (n = 29) – с сохранением дуоденального пассажа (СДП) методом реконструкции «двойной тракт»; II группа (n = 26) – со стандартной реконструкцией по Ру. Оценка КЖ проводилось с помощью опросника EORTC QLQ-C30 с модулем для РЖ QLQ-STO22.

Результаты. Изменения КЖ у пациентов через 3 месяца после ГЭ выражались в статистически значимом снижении показателей всех функциональных шкал (QL, PF, RF, EF, CF и SF), и повышении значений шкал симптомов (FA, NV, PA, DY, SL, AP, CO, DI, FI), в одинаковой степени для обеих групп. Через 6 месяцев отмечено повышение значений функциональных шкал, статистически значимые различия между группами выявлены по шкалам QL, RF, CF и SF в пользу группы с СДП. В группе с СДП отмечено также более значительное снижение уровня большинства симптоматических шкал. Через 12 месяцев сохранилось статистически значимое преимущество пациентов группы с СДП по функциональным и симптоматическим шкалам. Оценка КЖ по шкалам модуля QLQ-STO22 показала аналогичные тенденции: после резкого роста значений симптомов в сроки 3 месяца после операции, одинаково выраженного в обеих группах, отмечалось их понижение к сроку 6 месяцев, более выраженное в группе с СДП. Через 12 месяцев после операции общая тенденция к преимуществу группы с СДП сохранялась.

Заключение. Динамика восстановления КЖ у больных РЖ после хирургического лечения зависит от статуса дуоденального пассажа: в группе пациентов с СДП отмечается более быстрая позитивная динамика по всем шкалам функционирования и симптомов, чем у пациентов без включения двенадцатиперстной кишки (ДПК). Сохранение дуоденального пассажа при хирургическом лечении РЖ положительно влияет на динамику восстановления КЖ пациентов после радикального хирургического лечения РЖ, обеспечивая позитивный вклад в улучшение результатов противоопухолевого лечения.

24-31 80
Аннотация

Цель исследования. Изучение факторов локального иммунитета и состава ряда интерлейкинов у больных раком ободочной кишки при субкомпенсированной кишечной непроходимости.

Пациенты и методы. У 60 больных местнораспространенным раком левого фланга ободочной кишки (30 с субкомпенсированной кишечной непроходимостью и 30 без нее) при проведении операции, выполненной первым этапом лечения, брали образцы тканей опухоли, перитуморальной зоны и линии резекции, в которых методом проточной цитометрии изучали состав субпопуляций Т-, В-, NK-лимфоцитов (CD3+, CD4+, CD8+, CD4+CD25+CD127dim, CD19+, CD16+CD56+), иммуноферментным методом – уровни цитокинов (IL-6, TNF-α, IL-1α, IL-8).

Результаты. Исследования показали более высокие уровни интерлейкинов в опухолях больных обеих групп, чем в неопухолевых тканевых образцах. При наличии субкомпенсированной кишечной непроходимости локальные уровни провоспалительных цитокинов были выше по сравнению с больными, у которых она не выявлена: IL-6 и IL-1α во всех исследованных тканях, IL-8 – в образцах опухоли и перитуморальной зоны; TNF-α – в опухоли и линии резекции. При отсутствии кишечной непроходимости в опухолевой ткани по сравнению с неопухолевыми образцами было повышено содержание Т-лимфоцитов за счет CD4+ и CD8+, а уровни Tregs были ниже. Эти различия нивелировались при наличии кишечной непроходимости, т. е. накопления в опухоли Т-лимфоцитов, обеспечивающих адаптивный иммунитет, у таких больных не наблюдалось. Более низкий уровень у них СD8+ Т-клеток и более высокий – Tregs в ткани линии резекции формирует низкий цитотоксический потенциал ткани, остающейся после операции.

Заключение. Наличие у больных раком ободочной кишки субкомпенсированной кишечной непроходимости приводит к ряду количественных изменений факторов локального иммунитета по сравнению с больными, у которых она не выявлена или была компенсированной. Среди этих изменений представляются особенно неблагоприятными более высокое содержание провоспалительных цитокинов, в частности, IL-6, в ткани линии резекции, наряду с более низким количеством CD8+ Т-лимфоцитов и более высоким – Tregs, что предполагает снижение антипролиферативного потенциала не только в опухоли, но и в неопухолевых тканях.

32-40 86
Аннотация

Цель исследования. Исследование эффективности нового контрастного агента LaF3:Ce(5 %)Tb(15 %) на ортотопической модели гепатоцеллюлярной карциномы.

Материалы и методы. Эксперимент выполнен на самках мышей линии BALB/c Nude. Подкожная модель была получена введением в правый бок животных опухолевой культуры клеток Hep G2. Модель ортотопической гепатоцеллюлярной карциномы получили путем имплантации в левую долю печени мышей фрагмента подкожного ксенографта Hep G2. Коллоидные водные растворы наночастиц LaF3:Ce(5 %)Tb(15 %) готовили путем диспергирования порошка нанокристаллов в бидистиллированной воде с помощью ультразвуковой трубки в течение 30 минут. Два образца наночастиц с разными размерами (13 и 60 нм) однократно вводили мышам внутривенно в объеме 200 мкл в концентрации 40 мг/мл. Оценка изменения рентгеноконтрастности внутренних органов животных проводилась в разных временных точках (до введения наночастиц, через 5 мин., 30 мин., 1 ч., 2 ч., 4 ч., 24 ч., 48 ч. и 7 дней после введения) с помощью микрокомпьютерной томографии на приборе Quantum GX2. На 7-й день эксперимента выполняли эвтаназию животных методом дислокации шейных позвонков, забор и фиксацию в 10 % растворе нейтрального формалина органов (печень и селезенка). Изготовление срезов для гистологического исследования и их окрашивание проводилось по стандартной методике.

Результаты. Микрокомпьютерная томография показала накопление обоих образцов контраста в селезенке и здоровой ткани печени уже через 5 минут после его внутривенного введения животным с сохранением рентгенконтраста в течение всех 7 дней эксперимента. Однако не было замечено специфического накопления наночастиц в опухоли. Гистологический анализ показал слабое воздействие на структуру и клетки печени и более выраженное – в селезенке.

Заключение. Наши результаты показывают, что металлические наночастицы LaF3:Ce(5 %)Tb(15 %) могут быть использованы в экспериментах in vivo, где требуется визуализация печени и селезенки, после дополнительных исследований их долгосрочного влияния.

41-49 67
Аннотация

Цель исследования. Выявить дополнительные прогностические факторы у больных с метастазами рака почки в печень, влияющие на показатели выживаемости.

Пациенты и методы. У пациентов с метастазами в печень почечноклеточного рака (ПКР) необходим поиск новых прогностических факторов, влияющих на показатели выживаемости. Проведен ретроспективный анализ данных 141 пациента с метастазами в печень ПКР, получавших лечение в ГБУЗ «Московская городская онкологическая больница № 62 Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москвы и СПбГУЗ «Городской клинический онкологический диспансер», г. Санкт-Петербург с 2006 по 2022 гг., из которых преобладали мужчины (66,7 %), возраст 60–74 года, у 51,1 %, чаще выявлены низкодифференцированные опухоли (56,0 %) и наличие множественных метастазов (83,7 %). В исследовании изучены клинико-морфологические факторы прогноза, влияющие на показатели выживаемости у больных с метастазами в печень ПКР. Статистический анализ проводился с использованием пакетов программного обеспечения Statistica 10.0 (StatSoft, США) посредством построения кривых Каплана-Мейера и таблиц дожития, построение математической модели дожития.

Результаты. 3- и 5-летняя общая выживаемость (ОВ) у больных с метастазами в печень ПКР (n = 141) составила 42,4 и 23,7 % соответственно, при этом медиана ОВ составила 22 месяца.

В однофакторном анализе у больных с метастазами рака почки в печени выявлено, что отрицательное влияние на показатели выживаемости оказывали статус по ECOG (p < 0,001), гистологический подтип (p = 0,01), степень дифференцировки опухоли по Fuhrman (p < 0,001), тип (p < 0,001) и количество метастазов (p = 0,024), метастазы в лимфатические узлы (p = 0,006), прогноз по IMDC (p < 0,001), проведение нефрэктомии (p < 0,001) и метастазэктомии (p = 0,0006).

При многофакторном анализе ECOG статус [HR = 10,09 (95 % ДИ = 1,31–77], гистологический подтип [HR = 3,45 (95 % ДИ = 1,77–6,71], метастазы в лимфатические узлы [HR = 1,93 (95 % ДИ = 1,21–3,07], уровень гемоглобина [HR = 2,44 (95 % ДИ = 1,39–4,29], а также проведение нефрэктомии [HR = 2,10 (95 % ДИ = 1,16–3,79] были дополнительными предикторами влияющими на показатели ОВ у пациентов с метастазами в печень ПКР.

Заключение. В нашем исследовании ECOG статус, гистологический подтип, метастазы в лимфатические узлы, уровень гемоглобина и проведение нефрэктомии были дополнительными независимыми прогностическими факторами, влияющими на показатели ОВ у пациентов с метастазами в печень ПКР.

50-59 78
Аннотация

Цель исследования. Оценить особенности свободнорадикального окисления (СРО) и основных ферментативных и неферментативных звеньев антиоксидантной защиты в пролиферирующих тканях доброкачественной миомы и злокачественной эндометриоидной аденокарциномы (ЭА) с различной степенью ее дифференцировки.

Пациенты и методы. Обследованы больные, получившие хирургическое лечение по поводу ЭА (n = 42) и миомы матки (n = 14). Больные с ЭА Ia (n = 26) и Ib (n = 16) стадией. У 16 больных была высокодифференцированная (G1) ЭА, у 12 умереннодифференцированная (G2) ЭА, у 14 низкодифференцированная (G3) ЭА. В тканях ЭА, миомы, интактной матки колориметрически определяли активность ферментов супероксиддисмутазы (СОД), каталазы, глутатионпероксидазы (ГПО), глутатионтрансферазы (ГТ), содержание восстановленного глутатиона (GSH), витаминов А/Е, продуктов перекисного окисления липидов (ПОЛ) диеновых конъюгатов (ДК) и малонового диальдегида (МДА).

Результаты. По сравнению с уровнем в интактной ткани в миоме снижалась СОД в 3,2 раза и увеличивалась ГТ в 2,7 раза (p < 0,01). Аналогичные изменения отмечены для ЭА G1 – в среднем в 5,3 раза (p < 0,01) и увеличение ДК в 2,2 раза (p < 0,05). В ткани ЭА G2 активность СОД и ГПО была ниже, чем в интактной ткани, соответственно в 5,7 и 4,5 раза (p < 0,05) и более низкие ГТ, ГПО и GSH, чем при ЭА G1, соответственно в 4,9, 8,9 и 1,6 раз (p < 0,05 – p < 0,01). В ткани ЭА G3 отмечен рост GSH, ГПО и ГТ от 1,5 до 7,1 раза (p < 0,05 – p < 0,01) и продуктов ПОЛ в среднем в 2,5 раза (p < 0,05), а также снижение витаминов А и Е в 2,9 и 4,6 раза соответственно (p < 0,05) по сравнению с интактной тканью. Ткань ЭА G2 отличалась минимальным уровнем активности GSH-зависимой системы.

Заключение. Результаты отражают различия механизмов регуляции пролиферации посредством СРО в миомах и в ткани ЭА при изменении ее дифференцировки. Знание особенностей отдельных звеньев регуляции СРО может играть определенную роль в назначении антиоксидантной терапии доброкачественных или злокачественных опухолей матки.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.